Воскресенье, 08.12.2024, 06:32
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2011 » Ноябрь » 13 » КАК ПРАВИЛЬНО ЗАКРЕПЛЯТЬ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗВУКИ
01:47
КАК ПРАВИЛЬНО ЗАКРЕПЛЯТЬ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗВУКИ
Ваш ребенок поступил в речевой детский сад. Многие родители вздохнут с облегчением,  ведь теперь специалисты позаботятся о его речи и можно не беспокоиться по этому поводу.
Однако, родители думающие так, заблуждаются.
Да, логопед поставит (исправит) нарушенные звуки, но до того, как ребенок сможет пользоваться поставленным звуком в речи, пройдет достаточно времени. Вот в этот период времени и понадобиться помощь родителей.

 
                        ЭТАПЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ


Рассмотрим этапы автоматизации на примере звука [c] в твердой позиции.

1 этап

Ребенок у же произносит поставленный звук изолированно. Поэтому мы приступаем  к закреплению звука в слогах. На этом этапе поставленный звук нужно произносить утрированно, контролируя артикуляцию ребенка.
Приступаем к отраженной речи - взрослый произносит прямой слог, а ребенок повторяет. Упражнение выполняется перед зеркалом, так как положение губ, зубов и языка очень важно. Лучше всего взять большое зеркало, чтобы взрослый видел ребенка, а ребенок - взрослого.
Произносим звук [c], слегка протягивая звук, четко показывая ребенку правильную артикуляцию: сссссс....а,сссссс....о, сссссс....у, ccccc....ы, cccсс....э. Слоги произносим плавно, сохраняя так же правильную артикуляцию гласных звуков. Дыхание у ребенка должно быть спокойное.


2 этап
Ребенок научился правильно произносить поставленный звук в слогах, и мы приступает к этапу, когда поставленный звук вводится в слова.  На этом этапе мы закрепляем поставленный звук также в отраженной речи и вводим звук в слова: сначала  в прямых слогах, типа "сад, санки, сабля, усы" и т.д., затем в обратных слогах, типа "нос, укус, бас" и т.д. Далее переходим к словам, когда нужный нам звук находится в стечении с другим согласным звуком типа "стул, скала, снова, слава" и т. д..
Продолжаем выполнять упражнения перед зеркалом, четко показывая ребенку правильную артикуляцию нужного нам звука. Так же целесообразно продолжать произносить звук утрированно, чтобы ребенок смог хорошо услышать нужный звук, а затем правильно его произнести.
Обязательно нужно указывать на неправильно произнесенный звук и хвалить за правильно выполненное упражнение.

3 этап

На этом этапе звук закрепляется в предложении. Мы продолжаем упражнять ребенка в произнесении поставленного звука и контролировать его в словах, которые введены в предложения. Закрепление произношения происходит так же в отраженной речи. Проговариваем предложения четко и в спокойном темпе. Материал состоит из слов, которые ребенок ранее повторял  за взрослым, но задание более сложное, поскольку ребенку предлагается запомнить несколько слов, произнести их и при этом проконтролировать  свое произношение. С первого раза не всегда получается, поэтому предложения можно делить на части. Например, "Саня сам надевает сапоги": Саня сам.... надевает сапоги. Очень важно, чтобы каждое слово в предложение было произнесено ребенком правильно. Затем пробуем с произнести предложение полностью. Если ребенок произносит закрепляемый звук неправильно, нужно повторить предложение несколько раз. Бывает, что не все предложения могут быть произнесены ребенком правильно, тогда эти предложения можно исключить, и выбрать более легкие.
Теперь нужно контролировать речь ребенка и в свободной речи. Если в группе это делают логопед и воспитатель, то дома к этому подключаются родители. Общаясь с ребенком, вы слышите неправильно произнесенный  звук, нужно обратить внимание ребенка на это, и предложить сказать слово правильно.

4 этап
Собственно с этого момента у ребенка и начинается самоконтроль за поставленным звуком. С ребенком разучиваются стихотворения, в которых много слов с поставленным звуком и которые затем рассказываются ребенком логопеду и родителям, и это есть уже самостоятельная речь.  Затем переходим к прозе: самостоятельное составление предложений со словами, в которых есть нужный нам звук, составление рассказов по картинкам, подобранных так, чтобы в них присутствовало как можно больше слов с закрепляемым звуком. Общаясь с ребенком, взрослые уже активно следят за речью, и обязательно просят исправить свои ошибки:"Скажи правильно, вспомни, как надо говорить правильно и т.д."

Как видите, закрепление звука достаточно растянуто во времени. Кроме того, некоторые дети очень трудно вводят поставленные звуки в речь, и им на всем этапе обучения в речевом детском саду нужна помощь не только специалистом детского сада, но и ваша.

    
Автор: Егорова Валерия Георгиевна





Категория: Нарушения речи | Просмотров: 3601 | Добавил: Skalbi | Рейтинг: 0.0/0