Когда
же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень
прост - уже давно установлено, что после полутора лет у ребенка появляются
первые слова, и к двум годам дети, как правило, начинают разговаривать.
Причем овладение речью имеет характер "взрыва".
Молчавший до этого малыш вдруг заговорил, да так, что остановить его
невозможно. Некоторые ученые считают, что такая внезапность в овладении
речью связана с тем, что дети в полтора года делают своего рода открытие:
каждая вещь имеет свое название, которое можно узнать у взрослого.
Бесконечные вопросы ребенка "это что?", казалось бы, подтверждают
данное мнение. Но думать, что годовалый малыш способен открыть всеобщий
закон - это значит сильно преувеличивать интеллектуальную мощь детей.
Ни один ребенок не способен осознать в столь юном возрасте знаковую
функцию слов, не владея речью. И все же скорость,
...
Читать дальше »
|
Все
наблюдавшие за развитием детей очень хорошо знают, что малыш выражает
свои мысли громкой речью. Увидев привлекательный или неприятный
для него предмет, ребенок сразу заявляет об этом во весь голос.
Увидев мать, он кричит: "Ма-ма!"; при виде кошки громко
восклицает: "Киса! Хочу кису!" Когда ему подносят ложку
с горьким лекарством, он бурно выражает протест: "Не надо!
Не хочу!"
Только на четвертом году появляется шепотная речь, а около пяти
лет - речь "про себя", когда ребенок начинает думать словами
беззвучно. Это и называется внутренней речью.
Психологи (в частности, А. Н. Соколов) предположили, что в раннем
детстве в мозге ребенка вырабатываются связи между тем или иным
звуком и соответствующим мышечным ощущением, получаемым при его
артикуляции. Таким образом, слышимые и произносимые слова связываются.
В первые годы жизни роль мышечных ощущений так
...
Читать дальше »
|
Речь
- сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:
1) Речь - это наиболее совершенное
емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит
ее межиндивидуальная функция;
2) Речь служит орудием осуществления многих
психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности
произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит
внутрииндивидуальная функция речи;
3) Речь представляет отдельному человеку
канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического
опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.
Функции речи отражают
ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально
как средство общен
...
Читать дальше »
| |